Невский проспект хорош в любую погоду и время суток. «Подышать» Невским – это значит погрузиться в его атмосферу неспешного прогулочного ритма или попасть в поток направленного делового движения, из которого не так легко и выйти. Невский всегда разный. Однако в одном он остается непередаваемо однозначным: он наделен каким-то неповторимым, присущим исключительно этому городу, пятым измерением. Это измерение – глубина и насыщенность питерской культуры. Доказательство тому – многочисленные свидетельства истории Петербурга, традиционно именуемые как «достопримечательности».
Познакомимся лишь с самыми знаковыми из них, теми, которые встречаются на пути от реки Фонтанки и до Невы, Сенатской пристани. Их достаточно увидеть во время прогулки, настолько они живописны и говорят сами за себя. Это живые идеи, воплощенные в камне, бронзе и растворяющиеся в неповторимом духе влажного питерского климата.
Встреча с Петербургом начинается уже на глубине более 50 метров под землей на выходе со станции метро «Маяковская». Движение к поверхности – целая вечность! Это еще одна особенность города – глубина метро, еще одно доказательство бесконечности во всех измерениях этого города на Неве.
Аничков мост
Прогуляемся по Невскому в противоположную сторону от виднеющейся стеллы Площади Восстания. Почувствуем ритм города. После двадцатиминутной неспешной прогулки и нам открывается панорама Аничкова моста. В начале XVIII века река Безымянный Ерик служила естественной границей черты города. При строительстве Невского проспекта потребовалась переправа. Так по указу Петра I строится первый деревянный мост на «фонтанной реке».
Известные скульптуры Петра Клода, отлитые из бронзы и символизирующие силу и мощь двух начал – Природы и Человека, появились уже на обновленном каменном мосту в 1841 году. Сначала были установлены скульптурные сооружения на западной стороне и через десять лет – на восточной. Все вместе они читаются композиционно, отличаясь в трактовке в зависимости от угла зрения. Независимо от вариантов «прочтения» Петр Карлович увековечил в силуэте мощного коня идею покоренной природы, что придаёт этой фигуре главенствующее значение.
Екатерининский сад
Налево от моста, по нечетной стороне Невского, расположен Аничков дворец с обширной парковой зоной. Екатерининский сад занимает часть этой территории и был создан по проекту великого Карла Росси, русского архитектора итальянских кровей. Первым организатором парковой зоны стал садовник Яков Федоров. Позже сквер перед Александринским театром не единожды был облагорожен и до настоящего времени он остается любимым местом прогулок горожан и украшением Невского.
Центральная скульптура высотой более 15 метров – это памятник Великой Екатерине II. Величественная императрица с атрибутами власти, у ног которой на барельефе изображены знаковые исторические деятели той эпохи, олицетворяет незыблемость власти. Выполнен памятник скульптором Матвеем Чижовым по проекту художника Михаила Микешина. Открытие состоялось в 1873 году одновременно с открытием Екатерининского сквера.
Елисеевский магазин
Напротив Александринского театра возвышается дом торгового товарищества “Братья Елисеевы”, помпезное здание, построенное в самом начале прошлого века архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским. Здание относится к так называемому «купеческому модерну». Этот стиль родился из эклектического сочетания новых направлений в архитектуре и отличался особой барской роскошью внутреннего убранства и оформления фасада.
Здание нарушило все принятые в тот момент нормы – по высоте, конструкторским решениям и сочетанию несочетаемого. Бросается в глаза витражный фасад и скульптурные изображения, символизирующие столпы общества – торговлю, науку, искусство и промышленность.
Несмотря на сложные периоды истории города, Елисеевский магазин сохранил свои имя и облик. С 2010 года культурное значение исторического объекта зафиксировано в статусе охраняемого федерального памятника архитектуры.
История Санкт-Петербурга это не только история столицы Российской империи, но и города-героя Ленинграда, пережившего страшные годы блокады. Напоминанием этому, среди прочего, служат такие памятные таблички, которые можно встретить по всему городу.
Казанский собор
Казанский кафедральный собор именуют архитектурным памятником-храмом по полному на это праву. Он неразрывно связан с эпохальными событиями истории России. Год завершения строительства величественного храма – 1811. По царскому указу Павла I на месте церкви – хранительницы Иконы Казанской Божьей Матери был возведен ныне действующий храм в стиле барокко, значительно отличающийся от православных традиций соборного строительства.
Автором проекта стал бывший крепостной графа Строганова молодой архитектор Андрей Воронихин. Строительство велось артелями русских скульпторов под руководством графа Строганова. Грандиозный проект с эффектной внешней колоннадой (96 колонн) сегодня стал украшением Невского проспекта и центром архитектурного ансамбля всей площади.
Вся отделка Собора выполнена натуральными материалами, доставленными из разных уголков России: для внутренней отделки использован олонецкий мрамор, гранит привезён из Карелии, для наружной облицовки был применен гатчинский пудожский камень. Интерьер впечатляет своим дворцовым обликом, иконы написаны великими русскими художниками О. Кипренским, А.Ивановым, В.Боровиковским.
Из Казанского собора после торжественного молебна отбывает в действующую армию Михаил Илларионович Кутузов, а в 1813 году в этом соборе будет погребен его прах, здесь же сохранены трофейные знамена и символичные ключи от городов, покоренных фельдмаршалом. Монументальная композиция в сквере у Казанского собора увековечила двух полководцев – М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли, олицетворяя собой исторические вехи в истории русского государства.
Храм Спаса на Крови
Прогулка по Невскому впечатляет панорамными видами, открывающимися с его мостов. Остановимся по пути следования на Кузнецком мосту через канал Грибоедова. Если смотреть в сторону роскошного Храма Воскресения Христова, который открывается во всем своем великолепии в перспективе набережной, то слева будет видно помпезное здание Дома Книги. Позади останется архитектурный комплекс Казанского собора, от которого произошло название мостика через канал имени Екатерины II. Переименован канал в Грибоедовский был в 1931 году в честь писателя, проживавшего в одном из домов на набережной канала.
Девятиглавый Храм Воскресения Христова или Спас на Крови – памятник русской архитектуры XIX века. Идея Храма увековечила место покушения на императора Александра II, отсюда и название «на крови». Построен храм был за счет народных пожертвований. На строительство ушло долгих 24 года, но и после открытия Спас на Крови не однажды восстанавливался и реконструировался. Это было после октябрьских потрясений, позже как устранение последствий трагического периода Великой Отечественной войны. Сейчас он открыт для посетителей, и как музей архитектуры, Соборного убранства с великолепной мозаичной экспозицией, и как действующий приход храма Воскресения Христова.
Дом книги на Невском
Выбивающееся из общего фасадного оформления здание на Невском, где он пересекается с каналом Грибоедова – известный в городе Дом Книги. Это второе здание серии «купеческого модерна», о чем говорилось выше. Архитектурно он объединяет элементы модерна и необорокко. Как и торговый дом Елисеевых, нарушает запрет на высотность зданий, которая не должна превышать высоту Зимнего дворца.
Историческое здание, признанное архитектурным федеральным памятником и известное сегодня как Дом Книги – результат работы архитектора Павла Сюзора. Здание было построено по заказу корпорации Зингер, производителя швейной техники. История дома в качестве «книжного» была заложена в 1919 году, когда в нем разместилась организация «Петрогосиздат». Здание и сейчас вызывает споры знатоков архитектуры из-за перегруженности фасада обилием элементов декорации.
Сенатская площадь
Начало центрального проспекта города на Неве символично. Он начинается от здания бывшего Сената и бывшей Сенатской площади. Это старейшее место города, возникновение которого совпадает с рождением Санкт-Петербурга. Официально площадь получила название «Петровской» одновременно с открытием памятника Петру I в 1782 году. Всадник отлит из бронзового сплава с содержанием меди, однако происхождение названия относят к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», гениальный поэт использует в своем произведении сюжет с памятником Петру I.
Модель изваяния предложена скульптором Этьеном Фальконе, отлита фигура была уже после отъезда француза из России, и завершал памятник архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Гигантский всадник на дыбах символизирует победу цивилизации над варварством, ассоциативно олицетворяя преобразования Великого Петра. Скульптура служит одной из визитных карточек северной столицы. Настолько живописно представлена идея победы цивилизации. Следует сказать, что в обсуждении варианта воплощения идеи приняли участие вместе с императрицей, не менее великие мыслители Дидро и Вольтер.
Александровский сад
Начало Александровского сада было заложено еще в Петровские времена. Ровное открытое пространство перед Адмиралтейской крепостью – верфью имело фортификационное назначение. Александровским садом эта площадь стала позже, уже во времена правления царя Александра II. Официальное его открытие состоялось 8 июля 1874 года, и было приурочено к 200-летию Петра I.
Сегодня Александровский сад это прогулочная парковая зона площадью 10 гектаров земли в историческом центре Санкт-Петербурга. Парковая зона объемлет две площади – Декабристов и Адмиралтейскую. Расположенная вблизи сада одноименная станция метро также уникальна в своем роде. Это самая глубокая станция метро Санкт-Петербурга – она уходит под землю на глубину 86 метров и занимает третье место в мире после «Арсенальной» в Киеве (105,5 м) и станции «Пухунг» в Пхеньяне (100 м).
С метро Адмиралтейская удобно начать знакомство с историческим центром города и Невским проспектом. Для настоящего экскурса будет рационально здесь завершить короткую прогулку и встречу с необыкновенно колоритным участком города на Неве. Прогулка от Фонтанки до Сенатской – это лишь ориентир для общего знакомства с достопримечательностями исторического центра. Санкт-Петербург не только колоритный внешне, это во всех смыслах глубокий и богатый город в пяти и более измерениях в зависимости от того, с какой позиции мы знакомимся с шедеврами Северной столицы.