На байдарке по Волге, Жигулевская кругосветка по Самарской Луке

Автор Редакция
Опубликовано: Последнее обновление 5,1K просмотры

Живя в Самаре, городе стоящем Волги, можно похвастаться уникальной возможностью проплыть на байдарке по Волге больше 150 км и в Самару же и вернуться. Этот легендарный маршрут называется “на байдарке по Волге”.

Дело в том, что Самара стоит на самой большой излучине реки Волги – Самарской Луке, а длина перешейка составляет всего 3 км, таким образом стартовав из Самары или Тольятти можно преодолеть вниз по течению реки 165 км, пройдя по суше всего 3 километра! Кроме всего прочего на Самарской Луке расположен Национальный парк “Самарская Лука”, в котором расположено множество пешеходных и велосипедных маршрутов и много природных достопримечательностей. Но об этом в другой раз.

Жигулевская кругосветка традиционно проходит в конце апреля и представляет собой ежегодно спортивно-художественное мероприятие. Стартует кругосветка от села Федоровка, что близ Тольятти и завершается в Тольятти, таким образом избегая пешего перехода через дамбу ГЭС. В Жигулевской кругосветке принимают участие ялы и байдарки. Скоростное прохождение данного маршрута занимает у бывалых две ночевки и всего 15 часов гребли, а для туристов обычно отводится 10 дней, разбивая прохождение на короткие участки в 10-15 км.

В силу того, что на прохождение легендарной Жигулевской кругосветки нас собралось 6 человек, каждый со своим рабочим графиком, выкроить получилось только 6 дней. Именно столько дней и длилось наше путешествие.

Для тех, кто собирается воспользоваться нашими рекомендациями и лично пройти Жигулевскую кругосветку, но не готов тратиться на приобретение карты маршрута, вот упрощенная схема с местами стоянок: Карта маршрута Жигулевская кругосветка”.

Сборка байдарки Таймень-2

Порыскав в интернете вы без труда найдете прокат байдарок. Стоимость будет варьироваться от 300-400 рублей в сутки. Нам достались байдарки класса Таймень-2. Если вы впервые смотрите на рюкзак с байдаркой и в вашей команде нет людей, собиравших ее в прошлом, на всякий случай инструкция по сборке байдарки Таймень-2, ведь в комплекте ее может и не оказаться. Нам повезло! В нашей команде оказался бывалый “мореплаватель”, который и заведовал сборкой байдарок, на фото его можно узнать благодаря капитанской фуражке, которая так-же свидетельствовала о уже накопленном опыте.

С трудом далась только первая байдарка, остальные две собирались уже как по-маслу и к концу сборки уже все члены нашей группы стали почти экспертами по сборке. Потом настало время вещей – все выворачивалось и компоновалось заново, все рюкзаки помещались в большие мусорные мешки, припасенные заранее, чтобы вещи не промокли во время плавания.

Последние приготовления закончены, байдарки спущены на воду и рюкзаки загружены. К веслам скотчем примотаны пустые бутылки, на случай если алюминиевое весло упадет в воду. Помню свои ощущения, первый раз оказавшись в байдарке, когда вода оказывается выше уровня сидения в нескольких сантиметрах от края – ощущение страха и восторга. Страха – потому что сразу после отплытия нам пришлось пересечь реку полностью, а это около трех километров, “сидя по пояс в воде”. Страх быстро прошел, я быстро освоился и мы быстрыми синхронными движениями погнали свое судно на встречу приключениям. “Орел”, “Кайман” и “Ястреб” отправились в Жигулевскую кругосветку по Самарской Луке!

Все сборы заняли не мало времени и стартовали мы уже после обеда, поэтому проплыв около 20 км мы остановились на песчаной косе на ночлег.

на байдарке по Волге

Закатное солнце пристально следило за тем, как мы разгружаем байдарки, вытаскиваем их на берег, ставим палатки и готовим ужин, сегодня был тяжелый и весьма насыщенный день.

День 2

Проснувшись рано утром, я выбрался из палатки. Остальные члены группы мирно посапывали в своих палатках, а я сидел на песочке и любовался гладью реки Волге. За соседними кустами шуршали рыбаки, которые тоже ночевали на этой косе. Они готовили рыбный суп из пойманного накануне сома, об этом я узнал от одного из рыбаков, который любезно решил поделиться вышеупомянутым сомом мотивировав это тем, что целого сома им не съесть. Так мой ранний подъем был вознагражден увесистым рыбьим хвостом.

Нашим коком было принято ответственное решение сома сразу не есть, а засолить и приготовить суп на следующее утро. На том и порешили. Позавтракали, спустили байдарки на воду и отправились в путь. День был трудным, сегодня мы преодолели самый продолжительный участок маршрута – 47 километров. Мы планировали проплыть много, ведь у нас было не 10 дней, как подразумевает то туристическая карта, а всего 6, но когда все уже были готовы остановиться, проплыв около 35 километров мы попросту не смогли найти место стоянки и еще километров 10 гребли озираясь по сторонам в надежде увидеть песчаный пляж.

День 3

Пляж мы так и не увидели, вернее увидели мы его только утром следующего дня, потому что причаливали мы, вытаскивали байдарки и ставили палатки уже в темноте. Не помню – ужинали мы или свалились как есть. Зато утро встретило нас игривым солнцем и свежем ветерком.

Настало время сома. Засоленный сом был погружен в посоленную предварительно воду, чем ознаменовал начало дня, полного неутолимой жажды.

на байдарке по Волге

Не смотря на излишнюю солоноватость суп из сома был съеден полностью, ведь сожженные вчера жиры нужно было восполнить. Позавтракав мы двинулись в путь.

Два дня наш экипаж отставал от группы, что вынудило нас отдать часть груза на соседнюю байдарку. Сбросив часть балласта наш “Орел” полетел как птица, чем несказанно привел в негодование всех членов группы.

Уже с нашей стоянки был виден берег перехода. Совершив короткую переброску мы высадились на перешейке Самарской Луки – в селе Переволоки. Название села образовалось не просто так. Еще в старину лодки по перешейку перетаскивали волоком, сокращая путь по реке. Так же поступим и мы, вот только лодки мы волочить не будем, а наймем дежурящий на берегу грузовой транспорт. Погрузив байдарки и двух сопровождающих, мы отправились пешком через поле и через сосновый лес на пляж, где начинается Жигулевкое водохранилище именуемое в простонародье Жигулевским морем.

Это был самый широкий участок нашего пути, переплывая его не было видно противоположного берега, только здесь нас сопровождали настоящие волны, образованные не проплывшим мимо катером или сухогрузом, а ветром и водной мощью. Как опытные мореходы мы направили нос байдарки перпендикулярно волне и испытывали дикий восторг каждый раз, когда очередная волна разбивалась об острый нос нашего судна.

За день мы проплыли 20 километров, не так много как на кануне, но с пешим переходом это заняло весь день. Остановились мы в районе Березовки.

на байдарке по Волге

Еду готовили уже при свете фонарей, на пляже было довольно людно, так как эта ночевка нашей многодневки выпала на субботу.

День 4

Утреннее воскресное солнце разбудило нас нежными лучами, день обещал быть просто чудесным. Ровно половина дистанции была уже позади. Помня о вчерашней скорости нашего перемещения, друзья с удовольствием вернули нам наш рюкзак и “Орел” уныло поплелся в хвосте группы.

В первой половине дня мы вынырнули из узкого перешейка и вплыли в русло Волги, проплыли мимо Молодецкого Кургана и двинулись в сторону Жигулевска.

К обеду мы добрались до Волжской ГЭС, дамбу которой нам предстояло пересечь по суше, хоть на реке и присутствует система шлюзов, она рассчитана не на наших “птиц”. Пожалуй это самое тяжелое место Жигулевской кругосветки, кроме подъема и спуска, переход еще омрачается довольно скоростной дорогой, через которую предстоит перебираться без помощи светофоров и пешеходных переходов. Можно почувствовать себя как в игре про лягушку, скачущую через оживленное шоссе.

Ко всему прочему начал накрапывать дождик, пришлось расчехлять дождевики и одевать их поверх спасательных жилетов. К моменту перехода через ГЭС мы уже проплыли около 15 км за день, и в принципе могли остановиться на находящимся неподалеку острове Телячий, но время диктовало нам свои правила, поэтому покряхтев, мы двинулись дальше.

Мы плыли мимо Бахиловой поляны, и готовы были остановиться на следующем островке, пока не выяснили, что остров Середыш является частью Жигулевского заповедника и на нем запрещено жечь костры, уже на последнем издыхании мы дотянули до следующего за Середышем острова, прямо напротив села Зольного и там упали замертво, проплыв за день 43 километра.

День 5

Утро встретило нас дождем и сыростью. Мокрый пляж, мокрые деревья, накопившаяся усталость – все это действовало довольно удручающе.

Каждый был занят своим делом. Кто-то мыл посуду, кто-то разводил костер из сырых дров, кто-то просто все это фотографировал.

Коллективный пытливый ум соорудил навес из системы рычагов и противовесов.

на байдарке по Волге

Позавтракали, собрали палатки, надели спасательные жилеты, дождевики и поплыли дальше. Это был предпоследний участок нашего путешествия, а время еще оставалось, поэтому сильно мы не торопились. Проплыв 20 км мы остановились у Верблюд горы на ночлег. Это был последний ужин в нашем не легком путешествии.

На этом песчаном пляже было сделано коллективное фото всех участников нашего похода.

День 6

Утро последнего дня нашей Жигулевской кругосветки выдалось просто замечательным. Чистое небо, яркое солнце, теплый приятный ветерок. Торопиться уже было некуда, пройти оставалось самый короткий участок нашего плаванья – 15 км, поэтому можно было позволить себе расслабиться и понежиться на солнце.

Пообедав, позагорав и отдохнув, мы принялись не спеша собираться в дорогу. Поскольку всю дорогу мы фотографировали исключительно на стоянках, было принято решение устроить небольшую фотосессию. А тем временем безобидные облака сменились грозовыми тучами, начал накрапывать дождик и подул ветер.

Пришла пора возвращаться домой. Штурман дает сигнал и показывает направление.

От грозового фронта мы быстро уплыли, не успев как следует промокнуть, до конца пути он нас так и не догнал.

Наш поход закончился на одном из самарских пляжей. Так проплыв на байдарке по Волге путь по излучине, вокруг Самарской луки, мы прошли самый знаменитый туристический маршрут Самарской области под названием Жигелевская кругосветка. Было пройдено 165 километров и потрачено 6 дней и 5 ночей.