Гоначхирское ущелье, озеро Туманлы-Кель | Военно-Сухумская дорога, Домбай

Гоначхирское ущелье одно из самых красивых ущелий Домбая. Нет, это не в коей степени не принижает красоты других ущелий, их рек и водопадов, но Гоначхирское ущелье может рассказать свою историю, которая связала его с людьми, и это поистине завораживает.

Как доехать до Гоначхирского ущелья

Если вы едете из Теберды, то до съезда в Гоначхирское ущелье около 13 км пути, если из Домбая, то 7 км.

Гоначхирское ущелье это заповедная территория, поэтому въезд в него платный и стоит 200 рублей с человека. Это экологический сбор за прогулку по маршруту. Протяженность асфальтированного участка Гоначхирского ущелья составляет 16 км, концом пути можно считать погранзаставу, за которой начинается буферная зона, и горный этап всесоюзного маршрута №43.

Общественный транспорт здесь не ходит, а для пешей прогулки 16 км в одну сторону весьма существенное расстояние. Кроме того идти пешком по асфальту, где хоть и редко, все же ездят машины не очень приятно. Таким образом ущелье реки Гоначхир можно посетить на машине и сделать остановки в понравившихся местах, о которых речь пойдет ниже

Если же вы приехали в Домбай без машины, не беда, в Гоначхирское ущелье, как и на все знаковые достоприечательности Домбая местные экскурсоводы возят экскурсии. Цена такой экскурсии напрямую зависит от числа желающих. Оплачивается стоимость машины (3000-4000 тысячи рублей), и чем больше желающих наберется, тем меньше будет стоимость на человека. Если же желающих не найдется, а в будние дни так скорее всего и будет, то можно договориться и за 2000-2500 тысячи рублей. Такая экскурсия включает в себя автомобильную прогулку по Гоначхирскому ущелью с посещением озера Туманлы-Кель и посещение водопада Шумка, расположенного недалеко поселка Теберда.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

По Гоначхирскому ущелью проходит часть Военно-Сухумской дороги, некогда соединяющей две области одной большой страны: Абхазскую АССР и Карачаево-Черкесскую автономную область. Во времена СССР здесь проходил один из всесоюзных туристических маршрутов №43, начинался он в Теберде и Домбае, от Северного приюта к Южному по Клухорскому перевалу и заканчивался в Сухуме. Северный и Южный приюты это турбазы, за которыми уже нет никаких населенных пунктов или инфраструктуры, а только горы. Северный приют был расположен на северном склоне хребта, а Южный соответственно на южном. В настоящее время дорога закрыта, но всесоюзный маршрут не забыт и обе стороны лелеют планы по восстановлению туристического сообщения.

Увидеть все красоты всесоюзного маршрута, по известным причинам, нам не суждено, но часть, а именно те достопримечательности, которые находятся на территории России посмотреть можно и нужно.

Военно-Сухумская дорога

Военно-Сухумская дорога это название дороги, которая соединяла два населенных пункта Черкесск и Сухум. Дорога проложена через Главный Кавказский хребет, и хоть первоначальные планы включали строительство тоннеля для железнодорожных путей, туннелей на ее пути нет и лежит она через Клухорский перевал. Построили дорогу еще в Царской России, строительство завершилось в 1903 году. Автомобильное сообщение было налажено на этом участке дороги только в годы Великой Отечественной Войны. В 1942 году здесь шли ожесточенные бои, в том числе и на самом Клухорском перевале.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

Дорога тянется вдоль правого берега сначала реки Гоночхир, до места слияния рек Буульген и Клухода, дальше по правому берегу Клухора. Скалистые горы, нависающие над дорогой слева и пенящаяся река глубоко внизу справа, а между тоненькая ниточка черного асфальта.
Гоначхирское ущелье

Поляна Косыгина

Первая остановка это поляна Косыгина. Никаких документальных подтверждений относительно названия поляны найти не удалось. Расположена она в непосредственном месте слияния двух рек Клухора и Буульгена. Вот где чувствуется настоящая мощь горных рек, особо полноводных весной и после сильных дождей, которые здесь не редкость.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

С Косыгинской поляны начинается один из пешеходных туристических маршрутов по Домбаю. Это маршрут Косыгинская поляна — Домбай. Можно и в обратном направлении, в любом случае чтобы доехать до Косыгинской поляны, придется воспользоваться транспортом. Расстояние которое придется преодолеть 15 км. Маршрут пролегает через некатегорийный перевал Чучхур (2712 м). За время маршрута придется преодолеть подъем в 1050 метров и спуск в 1100 метров. Маршрут заканчивается на Русской поляне в Домбае.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

Озеро Туманлы-Кель

Туманлы-Кель самая знаменитая достопримечательность ущелья Гоначхир. Туманлы-Кель настоящее горное озеро, расположено оно на высоте 1850 метров. С карачаевского наречия Туманлы-Кель переводится как туманное озеро, нас оно встретило именно так, как положено озеру с таким названием. Хотя в солнечные дни с озера открываются фантастические виды гор Главного Кавказского хребта.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

Возле озера оборудовано место отдыха. Летом вода в озере прогревается до 20 градусов, но это бывает только в самые жаркие дни, в основном вода в озере очень холодная.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

Когда-то Туманное озеро называли форелевым, и не мудрено, форель в озере до сих пор водится. Вылавливать ее строжайше запрещено.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

Река Кичи-Муруджу

Последняя остановка в Гоначхирском ущелье и конечная точка Военно-Сухумской дороги на территории России находится здесь. У небольшого мостика через реку Кичи-Муруджу. Здесь можно сделать несколько памятных фотографий и прощаться с красивым Гоначхирским ущельем, где пихты укутывают дорогу, местами укрепленную каменной кладкой, где ревет река и скалы врезаются в пелену тумана.

Дальше шел только советский турист. Через 3 километра от реки Кичи-Муруджу он видел Северный приют, последнее прибежище человека на пути к горам. Дальше его путь пролегал мимо Клухорских озер по Клухорскому перевалу, который находится на высоте 2781 метр. После чего он оказывался в Абхазской АССР и спускался с гор к Южному приюту. Путь от Северного приюта до Южного занимает всего 30 км. Так в Советское время можно было пройти от гор к морю.
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье
Гоначхирское ущелье

Гоначхирское ущелье хорошее место для катания на велосипедах, но осилить такую программу смогут не все. С выездом из Домбая путь туда и обратно составит 46 км. Такой маршрут потребует некоторых усилий, кроме большого километража, по пути из Домбай в Гоначхир придется одолеть один подъем в 1060 метров, на обратном пути подъем составит 660 метров. Дело в том, что поселок Домбай находится на высоте 1600 метров, вам придется спуститься от поселка на уровень 1000 метров, а потом по Гоначхирскому ущелью подняться до 2000 метров. Можно ограничится только посещением озера Туманлы-Кель, в таком случае весь маршрут от Домбая до озера Туманлы-Кель составит 40 км (подъем 800 метров, спуск 500 метров). Таким образом если вы затеете велопрогулку по Гоначхиру, то лучше всего осуществить заброску прямо в Гоночхирское ущелье, а оттуда уже на велосипеде все время вниз по комфортному асфальтированному покрытию.

Не важно в какую погоду вы посетите Гоначхирское ущелье, не важно как вы это сделаете, у вас несомненно останутся только положительные воспоминания о природе Домбая.

Видео из Гоначхирского ущелья

А вот видео с поездки в Гоначхирское ущелье, на котором хорошо видно что в нашей прогулке по ущелью Гоначхир нас сопровождал дождь и туман. И тем не менее, прогулка получилась удачной и незабываемой.

Автор статьи: Денис Петренко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.