Кругобайкальская железная дорога – КБЖД | Самостоятельно пешком

Автор Редакция
Опубликовано: Последнее обновление 6,3K просмотры

25 февраля 1891 года императором Александром III был подписан высочайший указ, который положил начало грандиозной стройке, длившейся 25 лет. Результатом этого строительства стала Транссибирская железнодорожная магистраль — железная дорога, протяженностью 9288 километров, соединившая Москву и Владивосток. Это самая длинная железная дорога в мире и по сей день. Исторически один маленький участок дороги проходил вдоль берега самого большого пресного озера мира — Байкала и назывался этот участок Кругобайкальская железная дорога, сокращенно КБЖД.

Еще до середины XX века Кругобайкальская железная дорога входила в состав Транссиба и по ней регулярно ходили поезда, но после пуска Иркуткой ГЭС часть путей была разобрана и затоплена. С того времени поезда сворачивают на юг прямо от Иркутска, а участок железной дороги Слюдянка — порт “Байкал” стал тупиковым. Но вместе с тем КБЖД, название которое использовалось только во время строительства этого участка, стала полноценным туристическим объектом. Сюда специально возят экскурсии и КБЖД привлекает не меньшее внимание путешественников, чем само озеро Байкал.

Экскурсии на КБЖД

Кругобайкальскую железную дорогу можно посетить самостоятельно или с экскурсией, которые предлагают туристические фирмы в Иркутске и поселках на Байкале. Организованные экскурсии условно можно разделить на два варианта: железнодорожный и водный.

Первый вариант – экскурсия на поезде. Классический маршрут начинается с железнодорожного вокзала в Иркутске. Первую остановку поезд делает в поселке Слюдянка, где туристы знакомятся с главной достопримечательностью — единственным вокзалом в России, полностью построенным из мрамора. От Слюдянки до порта “Байкал”, поезд делает еще 5 остановок около самых крупных инженерных сооружений КБЖД. Из порта “Байкал” экскурсионную группу забирает паром и отвозит до порта “Рогатка”, откуда группа пересаживается на автобус и возвращается в Иркутск. Этот маршрут доступен и в зеркальном варианте. Цена однодневной экскурсии на поезде высокая и зависит от класса размещения.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Второй вариант – экскурсия на теплоходе или катере. Водные экскурсии организуют из поселков: Листвянка, Култук и Слюдянка. Подобные экскурсии различаются и могут длиться от 2 до 6 часов. От продолжительности экскурсии зависит количество достопримечательностей, которые вы сможете посетить. Так же, как и в первом варианте, можно назвать только один минус водной экскурсии — это ее цена. Но есть и плюс — вы покатаетесь по Байкалу, посмотрите на достопримечательности не только с берега, но и с воды.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Конечно, все без исключения экскурсии делают туриста зависимым от времени и группы. Наедине с природой не останешься, не помечтаешь о прекрасном. Но на Кругобайкальскую железную дорогу можно отправится самостоятельно, не прибегая к услугам экскурсионных бюро. В этой статье расскажем вам о нашей самостоятельной прогулке по КБЖД.

Как добраться до КБЖД

Лучше всего самостоятельную пешеходную экскурсию по КБЖД начать из порта «Байкал». Из Иркутска на маршрутном такси доезжаем до поселка Листвянка. Маршрутные такси ходят по расписанию от Автовокзала и с Центрального рынка Иркутска. Место в автобусе можно забронировать на автовокзале или через online сервис. Этот полезный сайт вам пригодится еще не раз и при бронировании поездок в Хужир, Байкальск или Аршан, если конечно вы путешествуете по Иркутской области и Республике Бурятии самостоятельно, без личного автотранспорта.

Поселок Листвянка находится в 65-ти километрах от Иркутска. Добравшись до поселка выходим на остановке «Музей» и спускаемся к причалу порта «Рогатка». На пароме переправляемся в порт «Байкал». Актуальное расписание парома вы без труда найдете на сайте Восточно-Сибирского речного пароходства.

Между портами «Рогатка» и «Байкал» находится исток Ангары – единственной реки вытекающей из озера Байкал. В истоке Ангары в хорошую погоду с парома можно разглядеть один из священных символов Байкала — Шаман-камень. Над водой видна лишь верхушка гольца, выступающая всего на один метр, но под водой скрыт большой скальный массив. Существует легенда о том, что в древние времена на этом месте вершили суд. На одну ночь обвиняемого оставляли на скале, чтобы к утру простить если он не погибал.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Кроме вышеперечисленных вариантов, насладиться видами Кругобайкалки можно из окна местной электрички, которая курсирует по маршруту Слюдянка I — порт «Байкал» и в обратном направлении. Поезд №6201, прозванный в народе «Матаня», преодолевает весь путь за 5 часов. Расписание движения этого поезда можно посмотреть на сайте Яндекс.Расписание.

Пешая прогулка по КБЖД

После переправы в порт «Байкал» начинается путешествие по Кругобайкальской железной дороге. Все что требуется — идти по рельсам и никуда не сворачивать. Предварительно, конечно, можно ознакомиться с достопримечательностями поселка: зданием железнодорожного вокзала и музеем в нем, старинным паровозом и храмом Преображения Господня, до которого придется подняться на холм, если желаете рассмотреть его поближе.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Теперь немного цифр. Станция порт «Байкал» расположена на отметке 72-ой километр, а станция Слюдянка на 161-ом километре КБЖД. Таким образом длина участка пути от Слюдянки до порта «Байкал» составляет 89 километров. За один день пройти такое расстояние невозможно, поэтому очень популярным мероприятием у туристов является поход по Кругобайкалке на несколько дней с ночевками в палатке или на турбазе. В таком походе можно посмотреть все 38 тоннелей и 15 галерей, а также все мосты и виадуки.

За один день можно пройти относительно небольшой участок пути, но этого будет достаточно, чтобы в полной мере познакомится с Кругобайкальской железной дорогой и проникнуться веяниями эпохи строителей.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Чем привлекательна КБЖД

Чем же так привлекательна КБЖД и что же в ней уникального? Тем ли только, что проложена она вдоль берега озера Байкал и почему тогда на другие отрезки железных дорог России не водят экскурсии? Да, кроме того что проложена она вдоль жемчужины России — озера Байкал, построена эта дорога ценой грандиозных усилий рабочих и инженеров, а сооружения, которые появились в результате проекта до сих пор являются эталоном инженерной мысли. К таким сооружениям относятся многочисленные тоннели, галереи, эстакады и мосты, возведенные строителями под руководством итальянских инженеров на рубеже XIX и XX веков. Огромный вклад в сооружение тоннелей и подпорных стенок внесли итальянские каменотесы, которые были привлечены для строительства железной дороги. В начале XX века в разные годы над строительством КБЖД трудились от 9 до 13,5 тысяч человек.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

На начальном этапе строительства Транссибирская магистраль была поделена на несколько участков, одним из которых стал Кругобайкальский, его протяженность составила 260 километров — от порта «Байкал» до станции Мысовая, ныне самый маленький город Бурятии — Бабушкин.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Это может показаться странным, но из предложенных 4-х проектов именно путь по берегу Байкала оказался самым экономически выгодным, обойдя и тот вариант, который был проложен в советское время, после пуска Иркутской ГЭС. Однако самый экономически выгодный вариант не оказался легким, на пути инженеров и строителей встали крутые откосы скал вдоль берега Байкала. Сначала были закончены работы на участке от станции Мысовой до Танхоя, а самый сложный участок пути от Слюдянки до порта «Байкал» строился последним.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Достопримечательности КБЖД

На КБЖД множество достопримечательностей достойных внимания. Увидеть большинство из них за один день возможно только если вы купите экскурсию на поезде из Иркутска или индивидуальную экскурсию на катере.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Однако, наш бюджетный вариант самостоятельной однодневной экскурсии на КБЖД позволяет составить представление о ее достопримечательностях. Уже через 5 километров от порта «Байкал», вы увидите первую галерею на своем пути. Кстати говоря, принципиальное отличие галереи от тоннеля заключается в том, что галерея расположена над землей, а тоннель под ней.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

До следующей достопримечательности нужно пройти еще 5 километров, за это вам наградой станет череда сразу из 3-х тоннелей. Если вы турист с палаткой, то вам вперед до Толстого мыса, а вот если вы планируете вернуться на последнем пароме в Листвянку, то самое время выдвигаться обратно. Всего путь туда и обратно составит 20 километров — достаточное для прогулки расстояние.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

По пути до 3-х тоннелей то и дело будут встречаться подпорные стенки, виадуки и мосты. Почти каждые 100 метров на пути есть железнодорожные сооружения. А то, что 13 тысяч человек вручную прорубались сквозь скалы заставляет восхититься и содрогнуться масштабами строительства и человеческой несгибаемости.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Если вам не посчастливилось и вы также, как мы пропустили последний паром, не стоит унывать. Рядом с пирсом стоят частные перевозчики, которые за пять минут и скромное вознаграждение довезут вас на катере до причала «Рогатка».
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Последнее, что хочется сказать, не забывайте, что пешие прогулки хороши единением с природой, а коварны тем, что не подготовившись к походу прогулка будет не в радость. Поэтому обязательно надевайте удобную обувь кроссовки или кеды, берите с собой воду и еду. В жаркий день не забудьте крем от загара, а в прохладный ветровку с капюшоном. И все! Наслаждайтесь изящной ниткой железнодорожного полотна, бегущей через тоннели и галереи, вдоль скалистого берега самого большого пресноводного озера планеты — Байкала.
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога

Автор статьи: Денис Петренко

Вам также может понравиться

9 комментариев

Ирина 06.07.2020 - 19:40

Спасибо, Денис, душевно написано). Вот только маршрут из Порта – далеко не самый насыщенный именно достопримечательностями КБЖД, он даже беден на них. Но если у экономпутешественника только один день, то вариантов нет)

Ответить
Алексей 14.07.2020 - 13:08

Здравствуйте. выдвигаюсь в воскресенье. А какой участок пути посоветуете? Думал со Слюдянки доехать до п. Байкал и пойти в обратном направлении, может есть смысл сойти раньше?

Ответить
Денис 14.07.2020 - 20:48

Здравствуйте, Алексей! Протяженность КБЖД 89 км, поэтому выбор маршрута зависит от времени, которым вы располагаете. Пройти по КБЖД целиком от Слюдянки до порта Байкал займет 2-3 дня.
Если идти от порта Байкал в сторону Слюдянки, как это сделали мы, то за первые 10 км вам встретиться только несколько тоннелей.
Если идти из Култука в сторону порта Байкал, то достопримечательностей будет больше.
Если вы отправитесь в путь из Слюдянки на электричке и планируете вернуться в этот же день обратно пешком, резонно было бы не уезжать дальше чем на 30 км.

Ответить
Дмитрий 16.07.2020 - 09:48

Хороший обзор. Только не ясно на сколько там оживлённое движение поездов? Не попадешь под поезд в тоннеле? Есть ли места для стоянки ,если идёшь несколько дней?

Ответить
Денис 16.07.2020 - 14:30

Здравствуйте, Дмитрий! Поезда по КБЖД в лучшем случае ходят два раза в день.
Один раз в день Из Слюдянки до порта Байкал по расписанию ходит электричка “Матаня”. Идет долго и медленно 4-5 часов.
Еще по этому маршруту проходят экскурсионные поезда из Иркутска, но они ходят даже не каждый день.

На ночь можно остановиться с палаткой почти в любой части маршрута, местами встречаются песчаные пляжи, там удобно ставить палатку. На маршруте даже есть несколько турбаз, но туда точно нужно звонить заранее, чтобы было место.

Ответить
Андрей 24.07.2020 - 11:16

Есть ли какие то ограничения в связи с короновирусом?

Ответить
Денис 24.07.2020 - 12:07

Здравствуйте, Андрей! КБЖД – не оборудованный маршрут, на нем нет ни проверяющих, ни контролеров. Поэтому и ограничений никаких быть не должно.

Ответить
валерия 06.08.2020 - 12:53

сколько занимает по времени весь маршрут?

Ответить
Денис 06.08.2020 - 14:36

Здравствуйте, Валерия! Протяженность КБЖД 89 км. Средняя скорость пешехода 5-6 км/ч, по такой дороге скорость снизится до 3-х км/ч.

Ответить

Оставьте комментарий