Гора Ильяс-Кая, Ялта, Севастополь, Крым

В Крым я приехал исключительно за дайвингом в бухту Ласпи — место, где самая теплая и чистая вода на Крымском побережье, а в перерывах между ныряниями я осматривал окрестности.

Посмотрев в Викимапии окрестности мы решили прогуляться на ближайшую гору под названием Ильяс-Кая. Прогулка займет у вас несколько часов. Поэтому обязательно возьмите с собой воду и можно что-нибудь перекусить. Сначала надо подняться от пансионата «Изумруд» до трассы. Можно сделать это по более короткому пути, а не по асфальтированной дороге. Короче, значит быстрее, но не проще! В любом случае при подъеме на Ильяс-Кай вам нужны будут кроссовки, поэтому они же и подойдут для среза. За территорией пансионата сразу на выходе и чуть слева есть небольшой магазинчик, вот за ним в гору есть тропинка. По ней можно подняться до недостроенной насыпной дороги-серпантина, которая петляя выведет вас на трассу.
тропа на гору Ильяс-Кая

Только уточнение — серпантин идет не до самой трассы, и закончится он тупиком, с тупика просто напрямик по крутому склону выход на трассу.
гора Ильяс-Кая

Далее по трассе налево в сторону Севастополя порядка 1,5 километра до остановки «Ласпи» и сразу за остановкой ныряете в лес, вот по этой тропинке и можно выйти на гору Ильяс-Кая. И не только туда.

Где жить в отпуске?
Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене. Здесь вы сможете прочитать о всех преимуществах бронирования отелей через Booking.com.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Так же можно прогуляться до скал Тышлар или как их еще называют «Храм солнца».

Храм солнца Крым

Тропинка почти одна и потеряться сложно. На скалах нам впервые повстречалась группа рогатых. Завсегдатые этих скал.
козлы на Ильяс-Кая

Думаю, они уже привыкли к паломничеству туристов, но все равно подойти ближе мы опасались. Как оказалось потом, это вид — Безоаровый козел (лат. Capra hircus aegagrus) подвид домашней козы, являющийся его предком, он даже занесен в Красную книгу России. По пути на вершину встретилось дерево, которое своим видом напомнило кадры из фильма «Нимфоманка» Ларса Фон Триера. Каждый находит свое дерево.
Ильяс-Кая

С горы Ильяс-Кая открывается отличный вид на Бухту Ласпи и виден Форос.

вид с горы Ильяс-Кая

Ялта, Никитинский ботанический сад.

В один из дней было принято решение о том, чтобы посетить знаменитый Никитинский ботанический сад, основанный в 1811 году Александром I. Для этого надо было поехать в Ялту. Любителям флоры он будет очень интересен. Ялта произвела впечатление немного потрепанного временем города. Чувствуется, что все дышит историей, но также видно, что многое можно привести в порядок.
Ялтинский троллейбус
уютное кафе

Ялта не произвела, какого-то шикарного впечатления, созданного старыми советскими фильмами. Скорее всего потому, что мало времени провел в нем, а ведь было желание побродить по историческим улочкам, вглядываясь в каждую деталь. Когда-то давно я был на набережной Ялты, но в этот раз программа была другой.

От пансионата поднялись до трассы пешком, по уже привычной горной тропинке. Добрались мы до Ялты на автобусе. Обратно так же ехали на рейсовом автобусе маршрутом Ялта-Севастополь. Билеты стоят около 150 р. Так и экономичнее и экзотичнее чем на такси. Собственно Никитинский Сад.

Рассвет на Ильяс-Кая.

После посещения Ильяс-Кая в первый раз днем, у меня закралась мысль о том, что неплохо было бы на ней встретить рассвет. Первые всполохи рассвета начинались в 6:15, поэтому к 6.00 утра мне нужно было быть на месте. Решил выйти за 1,5 часа. Встал в 4:00, сварил кофе, легкий завтрак, экипировался налобным фонариком и отправился в путь. Ощущения, я вам скажу совсем другие, когда идешь в темноте и один, чем днем и с компанией. Подхожу к остановке, в том месте, где начинается лесная тропинка на Ильяс-Кая. Ныряю в лес, а там ночь, совсем ночь! Шел я быстро, поэтому холодно не было, было даже жарко. Но быстро передвигаясь по ночному лесу, меня не покидало ощущение, как-будто за мной кто-то следит. То и дело то справа, то слева раздавался какой-то хруст. Периодически останавливался и замирал. Разумом я прекрасно понимал, что беспокоится нечего, так как опасных животных тут нет, и вообще, животные по большей части не желают зла, опасны в основном именно люди, а в это время и в этом месте вряд ли кто-то будет шляться. Остановившись, из-за очередного «хруста» откуда-то справа, я определил его источник. Это просто падают листья. НУ ПОЧЕМУ НОЧЬЮ ТАК ГРОМКО ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ?! Когда я вышел из леса, то передвигаться по скалам уже можно было без фонарика. Наткнулся на палатку, кто-то ночевал на горе. Поднялся на плато-вершину. Сделал несколько фото первого света и решил дожидаться первых лучей.
вид с горы Ильяс-Кая

И тут я понял свою ошибку. Той ветровки, что я взял с собой было чрезвычайно мало, надо было взять еще и кофту. На вершине дул ощутимый ветерок, а жар быстрого подъема уже покидал тело. Оставалось два варианта, либо продолжать постоянно двигаться, либо искать укрытие от ветра. В небольшой ложбинке я и затаился кемаря, в ожидании восхода.

Сделав несколько кадров, я осознал, что встречаю рассвет не в одиночестве. И это далеко не туристы, а как раз та самая группа рогатых аборигенов — Capra hircus aegagrus. И так как я был один вели они себя уже совсем по-другому. Постепенно горные козлы подходили все ближе и ближе, удовлетворяя свое любопытство. Ближе всех подошла белая самочка.
козлы на Ильяс-Кая

Неподалеку стоял их вожак, черный козел с рогами размахом метра в полтора. Он издалека наблюдал за мной и за тем, как подходит эта беленькая ко мне. Взгляд и особенно его рога меня настораживали. Такой контакт был у меня впервые. Честно говоря я не на шутку испугался, у меня-то в отличии от того козла не было таких полутораметровых украшений! Я решил подняться и встал во весь рост. Самочка изучающе наклонила голову. Вожак бдил. Какое-то время продолжалось это взаимное изучение. Потом группа обошла дерево с другой стороны и начала подходить все ближе и ближе. Причем первыми шли уже черный вожак и другой коричневый самец. Оба обладатели красивых больших рогов. В их глазах не читалось никакой агрессии, но с другой стороны в них мне на тот момент вообще ничего не читалось, а вот острота рогов наблюдалась отлично! С собой у меня было грамм 100 миндаля, шоколадка и вода. Попробовал откупиться миндалем. Черный подошел ближе и схрумкал брошенные ему несколько орешков. Потом еще несколько. Потом еще. И тут я почувствовал, что лед треснул! Я понял, что козлы просто изучали меня и не прочь были почавкать чего-то вкусненького. Так весь пакетик миндаля и был скормлен во благо установления близкого контакта и понимания. Последние орешки мой новый друг доедал уже с рук.

Естественно из чувства справедливости я постарался накормить всех. Вот такие неожиданные близкие контакты бывают на рассвете. Кстати на некоторых камнях на вершине я обнаружил странные рисунки. Современные петроглифы, интересно, что они означают.
петроглифы на Ильяс-Кая

Спускаясь с горы я заметил, что на скалах «Храма солнца», кстати еще одно название «Зубы дракона» и «Семь пальцев» сидят люди — заряжаются энергией, ведь Крымский «Храм солнца» считается одним из мест сосредоточения силы.
Храм солнца Крым

Значит не я один встречал рассвет. Интересное место, хотелось бы его посетить, но там были люди, а мне не хотелось нарушать то состояние умиротворенности, полученное от наблюдения восхода и общения с рогатыми. Да и миндаль у меня закончился. Чем бы я накормил эту группу хомосапиенсов на скалах, для установления контакта? Разве что только за ушком почесать. Пошел вниз. По пути встретил шумную и недовольную белку, очень громко на меня за что-то ругавшуюся.
белка

Закаты в Бухте Ласпи это отдельная тема.

— На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…

«Достучаться до небес.»

Севастополь и единый билет.

Обратная дорога домой была непроста. Обратный билет на самолет стоил еще дороже, чем сюда, а именно 25000 р. Да, да, вы снова не ослышались, 25000 р на самолете Симферополь-Самара в одну сторону. Это если вы хотели вылететь до 1 сентября, как раз до начала учебного года, так выглядит грамотная политика работы с клиентами. Причем я уверен, что через неделю или две цены бы упали, так как основной сезон окончен. Поэтому я решил ехать на поезде. Летом 2014 года выезд из Крыма можно было осуществить только через паром. Решение это называется – «Единый билет». Стоимость 6600 р. Это при условии проезда в купе. Покупая единый билет, на самом деле вы покупаете перемещение на трех видах транспорта. Поездка эта оказалась очень экзотичной! Причем покупка через интернет, на электронном портале RZD как я это уже не раз делал, оказалась невозможна. Через 15 минут (честно!) ожидания по телефону своей очереди в службе поддержки РЖД я выяснил, что купить такой билет можно только в кассе и только «вживую». Значит надо ехать в Севастополь. Отлично, в Севастополе я тоже не был, заодно и прогуляемся. В пансионате регулярно собирают экскурсии в различные места Крыма, в том числе есть и экскурсия в славный город-герой Севастополь, этим мы и воспользовались. Заплатили по 500 р. с человека и поехали на микроавтобусе Мерседес Спринтер в Севастополь, за единым билетом домой. А заодно и послушали историю города Севастополь, очень интересно. Советую, кто не знает, будет поучительно и патриотично. В отличии от расслабленной Ялты, Севастополь буквально пропитан величием, честью и отвагой русских моряков, это чувствуется в многочисленных деталях архитектуры. Возникает чувство гордости за наших предков, когда понятие офицерская честь была превыше всего.

Билеты продавались на железнодорожном вокзале города, а уезжать нужно было с автовокзала, расположенного напротив. Теоретический маршрут был таков:

• 16.00 выезд на автобусе с Севастополя до Керчи
  • Вечером, точно не помню когда, посадка на паром
  • Паром прибывает в Новороссийск, откуда на автобусе до Краснодара
  • И уже с Краснодара на поезде до Самары.

В теории получается не многим дольше, если сравнивать со старым методом — по территории Украины. И все стыковалось даже с запасом. Но это было в теории.

И конечно в Крыму шикарные ночи. Тут не обошлось без обработки, просто увеличено количество попадаемого на матрицу света. То есть если бы наши глаза были более светочувствительны, то мы бы увидели именно такой Млечный путь. Это и есть видимая часть нашей галактики. А наша солнечная система одна из таких же маленьких точек, только в рукаве Ориона.
Млечный путь

Еще меньше точка это наша планета Земля. Еще меньше точка, это я стою на пирсе. И теперь отодвинем масштаб обратно. А ведь галактика Млечный путь это всего лишь одна из миллиарда других галактик, где есть различные системы, различные планеты. И там стоит кто-то, кто также смотрит на небо и понимает, что Я, то есть ОН, есть. Насколько в таких масштабах ничтожны все наши проблемы, задачи, тем более обиды. Зачем они? Зачем ссориться и воевать? Зачем обижать друг друга? Ведь вокруг столько места? Столько красоты! Не лучше ли потратить время своей жизни на добро, на помощь ближнему своему, которым является всяк, кто есть рядом с тобой, а не только кровная родня. Тогда, может быть и не было бы войн, если бы было это осознание.

Уезжал я из пансионата «Изумруд» на частном такси. Телефон таксиста узнал в местом магазинчике на территории пансионата. За 1500 р. меня довезли до Севастополя на автовокзал. Нас забирал небольшой туристический автобус.
дорога из Крыма

Естественно, что отошел он не по намеченному времени, а по пути заезжал еще в Симферополь и другие населенные пункты. В автобусе я познакомился с человеком, который отдыхал неподалеку от нас, рядом с урочищем Батильман. Отдыхал он в составе группы «Жизнь без страха». Этот съезд собирается каждый год в различных местах. Цель у каждого участника своя, но в целом это побороть свои страхи. Каждый день ребята устраивали экстремальные развлечения вроде бейс-джампинга с местной скалы, страйк-бола, того же дайвинга, и других игр и заданий. Одно из заданий мне особенно понравилось. Тебе выбирался партнер на сутки, он завязывал тебе глаза плотной повязкой, чтобы ничего не было видно. И сутки ты должен жить, не видя мир. Вместо пяти чувств, только четыре. В ориентировании тебе помогает твой партнер. Есть, пить и справлять естественные нужды, все не видя ничего. Ты учишься доверять и чувствовать мир без зрения, партнер учится ответственности и чувству «локтя». На следующие сутки партнеры меняются ролями.

В порт Крым мы прибыли с двухчасовым опозданием. А дальше досмотр и трехчасовое стояние в общей толпе в загоне перед паромом. Пока мы стояли, прошли 3 рейса парома. На всех мест не хватало. Благо было тепло.
Керчь паромная переправа

На пароме познакомился еще с двумя попутчиками, с которыми потом и ехал до Краснодара, а когда приехали в Краснодар, то естественно опоздали на поезд. Билеты без проблем поменяли на более поздний поезд, надо было лишь написать заявление заведующему вокзала. Примечательна почти анекдотичная ситуация. Подъезжаем на большом рейсовом автобусе к Краснодару с порта Новороссийска, я то уже опоздал на поезд, поэтому не переживал, а кто-то был на грани опоздания. И тут после знака «Краснодар» водитель автобуса говорит – «А кто-нибудь знает, как проехать к железнодорожному вокзалу? А то я первый раз еду…». Занавес… Включаем GPS навигатор в телефоне и одна из пассажирок берет на себя роль штурмана, периодически доносится – «Направо! На следующем перекрестке налево!… Ой… на другом… Ой! надо развернуться!!!»

Домой я попал всего с пятичасовым опозданием, но зато в копилке впечатлений такое незабываемое приключение и новые знакомства, новые истории из жизни. А ведь на самолете было бы намного проще, но и скучнее. Правда, с семьей такой переезд дался бы значительно сложнее.

«Я понял — бояться глупо».
«Достучаться до небес.»

Поделитесь этим!

6 Комментарии “Гора Ильяс-Кая, Ялта, Севастополь, Крым

1. Очень интересно было читать про ваш отдых в Крыму,спасибо! Шикарные фотографии!!!

2. Благодарю Вас за столь подробное описание дороги и Ваших ощущений. Тоже очень хочу туда попасть, не знаю только смогу ли одна добраться? Нет попутчиков. А ехать с Ялты не близко. Может быть кто-то тоже хочет посетить эти места? Довайте объединимся звоните по телефону 8-978-136-80-30.

3. Отдыхаю только в Крыму, в тихом посёлке Орджоникидзе. Была на экскурсии «Кругосветка» так называемая, так вот из вашего рассказа я узнала Крым с другой стороны. Ваши фотографии завораживают. И так захотелось встретить рассвет с баранами, невероятно красиво!!! Спасибо вам за новые впечатления!!!

4. Спасибо, Ирина! Рассвет встречать почти в любом месте хорошо, но в горах это особенно прекрасно!