Тюлюк, река и село, первая стоянка, поход на Южный Урал

Автор Михаил Адонин
Опубликовано: Последнее обновление 719 просмотры

Иногда возникает такая ситуация, что у вас и у ваших друзей (родственников), с кем вы хотели бы отдохнуть, есть неделя отпуска, в таких случаях кто-то бросается к туроператору в поиске горячих туров, я же, в последнее время, мысленно очерчиваю круг в 1000-1300 км от своего города, и смотрю, что же интересного попадает в этот круг и где я еще не был. Почему именно 1300? Это то расстояние, которое можно проехать за день на автомобиле. А я люблю путешествовать на автомобиле. Так было и в этот раз. В этом круге есть Южный Урал, а конкретно Башкортостан. Я давно был наслышан о Каповой пещере, и хотел туда поехать зимой, но снегопады (духи) не пустили.

Итак, 6 дней, 2500 км и 6 основных мест ждали нас. В поиске интересных мест помогают полезные ресурсы наподобие Наш Урал, а так же в последнее время неизменным спутником в поиске достопримечательностей стал ресурс Wikimapia. При составлении трека советую сразу брать запас по времени на пробки, ремонт дорог и на «плутания». Так же в авто- и мото- путешествиях не стоит пользоваться одним лишь навигатором, этот путь привел нас к тому, что мы сделали крюк в лишние 300 километров. Всегда берите с собой карту, и сравнивайте с картой навигатора. Так же, в Башкирии дороги, нанесенные на карте как «асфальтовые», не всегда оными являются, это слова самих местных жителей, соответственно если у вас не внедорожник, то не всегда по ним можно проехать или скорость ваша будет очень мала.
Подсолнухи

Река Тюлюк, Южный Урал

Первым населенным пунктом по плану было село Тюлюк. Это населенный пункт у подножия горы Иремель. В Тюлюке имеются гостевые дома, небольшие турбазы, там же вам могут организовать заброску на внедорожниках поближе к подножью. В общем, туристическая инфраструктура налаживается, часть турбаз, гостевых домов имеют сайты или телефоны в интернете, можно договориться заранее.

Мы изначально решили ночевать в палатке, и гостевой домик рассматривали только как экстренный вариант. На место мы прибыли позже, чем рассчитывали, ближе к 22.00. И благо, что сели на хвост двум попутным машинам, как чувствовали, что они едут туда же, зато не плутали по селу. Накануне прошел дождь, что усложняло выбор места установки палатки. Хорошее место подсказали ребята со Стерлитамака, за которыми собственно мы и ехали. Как потом оказалось, дождь был нашим попутчиком весь отдых. Ну что же поделаешь, горы! Проснувшись утром, поняли в каком прекрасном месте мы встали! В 5 метрах от палатки протекала речка Тюлюк, именно под ее красивый голос мы и засыпали вечером. Утром все было в тумане и росе.
речка Тюлюк

Пообщались с ребятами со Стерлитамака. Они собирались на восхождение и поинтересовались нашими планами. Было забавно наблюдать за их реакцией, когда они спросили, куда мы сегодня дальше, я ответил, что собираемся в Шульган-Таш, это ТУДА, махнул рукой по направлению гор, километров 350 км, потом 300 км ТУДА (следующая точка), потом ТУДА. Они проехали около 250 км, и считали что это неблизко, и наш подход к перемещениям вызывал у них удивление, хотя по мне это действительно не так уж и далеко! Схватив поляризационный и нейтрально-градиентные фильтры я убежал через мостик за речку – младой фотограф во мне не давал покоя. А тут как тут под ногами целая поляна земляники, предательски начала задерживать от экспериментов с фильтрами.
Земляника

Холмы, поглощенные туманом, выглядели сказочно.
Холмы поглощенные туманом
поход Южный Урал

Периодически моросил дождик. Изначально был план за день совершить восхождение на Иремель. И еще до поездки своих спутников я предупреждал о том, что неплохо бы чтобы все взяли как минимум хорошие ботинки, а лучше трекинговые. Но у каждого свой бюджет, поэтому ботинки были только у меня, а хождение по мокрой траве сразу дало понять нам, что на Иремель мы не пойдем, кроссовки ребят начали предательски промокать.

Совет на будущее, соберетесь, на Иремель, да и вообще в горы, идите туда в удобных трекинговых ботинках, или просто в высоких, с хорошей подошвой, но которые не натирают. Погода там переменчива, может пойти дождь, да и от камней и веток ботинки защитят лучше. Хотя мой личный опыт хождения по Таганаю показал, что удобные кроссовки (естественно не городского типа, а полувнедорожные) лучше, чем неудобные трекинговые ботинки, которые я не удачно подобрал. В короткие переходы длинною в день можно идти и в кроссовках. А если вы выбираете ботинки, то обязательно берите с правильными трекинговыми носками, с утолщенной нитью, под лето из Coolmax, в более холодные времени утепленная нить. В данном случае носки выполняют роль аммортизаторов и сберегают ногу от натирания. Так как было принято решение не идти на Иремель, мы полезли на близлежащие скалы и холмы. В принципе просто погулять вокруг Тюлюка это уже очень красиво.

Гора Иремель (вдали) – вторая по высоте вершина Южного Урала (1582 метра). Издавна почитали как священную вершину, на которой жили боги. В древности ходить сюда обычным, рядовым людям жившие здесь башкиры строго-настрого запрещали. Некоторые ставят Иремель в один ряд с такими культовыми вершинами, как Кайлас на Тибете и Белуха на Алтае.
Иремель

Вместо слов лучше несколько фотографий.